Происхождение и иконографическое содержание старинных русских иконостасов
Первоначальное появление высоких многоярусных иконостасов относится ко второй половине XIII века или к первой половине XIV столетия. Окончательно они сформировались и вошли во всеобщее употребление в русских церквах только в XVI и XVII веках.
В архитектурном отношении высокий иконостас развился из древней предъалтарной низенькой преграды, заменив собою последнюю. Посредствующее звено между древней алтарной преградой и позднейшим высоким иконостасом составляют заиконостасные каменные стенки.
Архитектурное развитие высоких многоярусных иконостасов первоначально совершалось весьма медленно. В конце XVI века изредка в церковных описях встречаются известия о резных иконостасных киотах. В конце XVII века получают большое распространение иконостасы, украшенные богатыми резными виноградными колоннами, рамами, кронштейнами, волнистыми карнизами и т. д. Начиная с XVIII столетия архитектурное развитее высоких иконостасов пошло быстро вперёд.
Главную и общую идею иконостаса составляет история царства Божия. Отдельные эпохи этой истории наглядно изображались в отдельных иконостасных группах или рядах. Так, в распятии с предстоящими и страстном ярусе изображалась самая важная и существенная эпоха в истории Божественного попечения о спасении человеческого рода. Праотеческий ярус в лице главнейших своих представителей изображает церковь патриархальную, пророческий – подзаконную, апостольский или деисусный, праздничный, а также ярус апостольских страданий – церковь новозаветную или благодатную.
На царских вратах наглядно выражалась тайна искупления, воспоминаемая по заповеди Спасителя, на каждой литургии. На северных и южных дверях приводилась мысль о рае, как жилище первых людей. Наконец, на иконостасных тумбах изображалась или загробная участь каждого человека (изображения из синодиков), или история Божественного Откровения в языческом мире в лице его представителей – сивилл и философов.
Одни из ярусов иконостаса отличаются однообразием и устойчивостью своего иконографического содержания, другие – нет. К числу первых относятся: царские врата, сени и столбцы, северные и южные двери, деисусный, праздничный пророческий, праотеческий и страстной ярусы и изображения на иконостасных тумбах. Ко вторым относятся местный и пядничный ярусы.
При сравнении иконостасных рядов с древними стенными росписями православных храмов оказывается между теми и другими такое большое сходство, которое дает возможность говорить о влиянии стенописей на подбор иконографических групп иконостаса. Одни иконографические группы появились в стенописях гораздо раньше, чем в иконостасах, другие – одновременно в тех и других. Так, изображения на царских вратах, столбцах, на северных и южных дверях, в апостольском, праздничном и страстном ярусах появились на стенах древних храмов тогда, когда еще не существовали многоярусные иконостасы. С другой стороны, мы замечаем, что пророки с Богоматерью, праотцы, страдания апостолов и, наконец, изображения из поминальных синодиков на иконостасных тумбах появились одновременно как в стенописях, так и в иконостасах. Отсюда можно предположить, что одни изображения и даже целые группы иконостаса скопированы со стенописей, однако зависимость от стенописей других изображений иконостаса установить трудно.
При сравнении иконографического содержания иконостасов со стенописями обнаруживается между ними не только сходство, но и различие. Это различие заключается в том, что иконографическое содержите стенописей, особенно позднейших (XVI и XVII вв.), отличается несравненно большим богатством и разнообразием, чем содержание старинных иконостасов.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Наша мастерская «Абрамцево» изготавливает: Иконостасы для храма / Барочные иконостасы / Басменные иконостасы / Тябловые иконостасы / Мраморные иконостасы / Прямые иконостасы
Читать еще статьи