Технология иконописи. Написание иконы
Краска на фоне правильной иконы в обязательном порядке должна лежать легко, а сама икона – быть прозрачной и многослойной. Увидеть такие прозрачные краски можно на великолепных древних иконах. Благодаря ним художественная композиция буквально оживает. В результате лики Святых действительно смотрят на нас, будто из настоящих окон в Божественный мир.
Существуют различные варианты нанесения краски. Так, например, если икона большая, то рационально использовать большие кисти, в свою очередь, на средних и меньше среднего размера – оптимальным вариантом являются маленькие. Готовая краска разводится с помощью воды до жидкости, после чего прозрачно, как акварель, накладывается слоями. Стоит отметить, что для иконописания преимущественно применяются беличьи, колонковые, веерные и щетинистые кисти.
Роскрышь
«Раскрыть» икону – так говорят иконописцы, заполняя красками заранее подготовленный рисунок. Обращаем внимание, что данная стадия работы характерна для традиционной иконописи, в академической живописи Вы её не найдете. В иконописи применяются чистые локальные цвета. При этом каждый из них несет свою смысловую нагрузку, которая раскрывает сущность предмета. Чтобы получить подходящий цвет, чаще всего необходимо соединить несколько красок. Достаточно сложно «разложить» локальные цвета так, чтобы создать гармоничный колорит иконы. Основной принцип их наложения состоит в том, чтобы каждый новый цвет гармонировал с теми, которые уже были нанесены на икону.
Прописка доличной части
Принято называть «Доличной частью» все, что пишется до рук и ног святых (архитектура, пейзаж и т.д.). В основе данного этапа лежит техника постепенного высветления. Мастер кладёт первый цвет широкой кистью, потом второй цвет - более тонкой кистью, а третий цвет, в свою очередь, занимает совсем небольшую площадь. Наносится он тонкой кистью поверх уже выполненных слоев.
Природные минералы, применяемые в иконописи, не все подходят для троекратного разведения с белилами. Обусловлено это тем, что некоторые из них обладают своей прозрачной структурой. В данной ситуации высветления накладываются чистыми и неразведенными белилами: сначала более жидкими, после чего – густыми. При желании можно прозрачно прокрашивать между слоями слой основного цвета. Подобные краски сильно темнеют. Кроме того, проявляются они не сразу, а примерно в течение суток.
Разделка одежд «под перо»
Примерно в XVI столетии на иконах начинают появляться прописки одежд «под перо» творёным золотом. Подобные элементы указывают на божественное происхождение одежд. Прописки «под перо» осуществляются в три стадии. В начале широкой кистью полосами рисуются общие складки в местах высветлений. Далее кистью меньшего размера они разделяются на «подскладки». В завершение тончайшей кистью по краям «подскладок» выводится прописка, которая придает складкам жесткий контур. Дополнительно в конце расставляются необходимые акценты. Для придания складкам нужного блеска творёное золото аккуратно шлифуется «зубом».
Прописка личной части
Необходимо хорошо представлять себе лик Святого, которого пишешь. При этом, даже имея перед собой оригинал и обладая церковным пониманием вещей, талантливый мастер-иконописец следует своему молитвенному устроению. Стоит отметить, что техника прописки ликов схожа с техникой троекратного высветления. Однако данную процедуру следует повторять более чем 3 раза.
Ассисты
Ассисты («инокопь») - это разделка одежд, которая выполнена сусальным золотом. На следующий день после нанесения ассисты необходимо закрепить от влияния внешних воздействий. Для решения данной задачи они покрываются яичной жидкой эмульсией.
Прописка чернью
С конца XVI столетия на иконах вместо ассистов начинает использоваться «прописка чернью». По золоту тонкой кистью аккуратно прописываются основные места иконы, прежде делавшиеся золотыми ассистами. Подобная прописка чаще всего выполняется сажей, благодаря чему она и получила своё название. Но в некоторых случаях прописку выполняют красно-коричневой краской. Обращаем внимание, что под прописку чернью позолота должна быть аккуратно и качественно тонирована.
Надписи и обводки
Данные элементы «собирают» икону в единую композицию. Они дополняют и украшают образ, выступая его обязательным элементом. Ранее надпись на иконе выполнял Знаменщик (лучший мастер). Также он знаменовал икону. Надпись имени святого можно сравнить с наречением имени младенца. Раньше её выполнял архиерей. Сегодня заменой данному действию стал чин освещения иконы. Только после этого выполненная работа превращается в икону. Теперь на нас с неё смотрит Святой, которому можно и даже нужно молиться.
Покрытие иконы лаком для защиты
Защитное покрытие иконы является сложнейшим моментом. В древности икону покрывали специальной льняной олифой. Данный метод продолжают использоваться и сегодня. Олифа должна быть прозрачной и светлой. Время ее «вставания» составляет примерно 8 часов, а до момента полного высыхания – сутки. Примечательно, что в мастерских Палеха было специальное помещение для покрытия олифой живописи. Оно было полностью изолировано от доступа посторонних людей. Этим предотвращалось лишнее движение пыли в воздухе.
Процесс подготовки к написанию иконы описан в статье: Технология иконописи. Подготовительные этапы
Наша мастерская «Абрамцево» изготавливает: Иконостасы для храма / Барочные иконостасы / Басменные иконостасы / Тябловые иконостасы / Мраморные иконостасы / Прямые иконостасы
Читать еще статьи